Полезные советы преподавателей ДМШ им.Р-Корсакова, г.Санкт-Петербург

 

Все знают, как скучны бывают нравоучения! Преподаватели фортепианного отдела ДМШ им. Р-Корсакова подготовили вредные советы. Надеясь, что вы их с интересом прочтете – и… сделаете наоборот!
Увы, педагоги не особенно вредничали (не умея преодолеть врожденные добродетели) и старались сделать акцент всё-таки на полезных рекомендациях. Ну, а мы уповаем на то, что читателям будет всяко небезынтересно…

Играть нужно ушами!

Любовь Павловна Криштоп – один из самых опытных педагогов школы. Ее советы оказались краткими. Кроме главного (вынесенного в заголовок раздела), было ещё лишь два принципиальных замечания: «Рояль – не ударный инструмент!» и «Педаль – не насос, нажимать её тоже следует ушами!».
Отдадим должное юмору педагога и заметим, что все три пожелания исключительно важны – увы, нередко игра на фортепиано действительно уподобляется хорошо исполненной дрессуре…
Любовь Павловна также обратила наше внимание на несколько любимых ею афоризмов:
• Настоящий музыкант отдыхает не от музыки, а для музыки (Н. Перельман)
• Играть быстро легче, чем играть медленно (В. А. Моцарт)
• Пой, когда играешь (Тосканини)
• Паузы между нотами – вот где обитает искусство! (А. Шнабель)
• Глупость исполнителя нигде так не очевидна, как в паузах (Н. Перельман)
Очевидно, что внимание педагога направлено не только на собственно нотные знаки, но и на всё музыкальной пространство, включающее и глубину, и ширину, то есть протяженность во времени – в том числе на осмысленность пауз, придающих внятность и членораздельность музыкальной речи.

Тише едешь – глубже будешь!

Ирина Алексеевна Сивакова, прежде чем выразить определенно свою мысль, отвлекла нас, казалось бы, от вредных советов совсем в другую сторону. Однако если вы прочтете её интересную историческую справку – поймете, что речь идет далеко не о количестве децибелов на одну клавишу! Итак, мнение И. А. Сиваковой:
Старинная русская пословица «тише едешь – дальше будешь» в наше время нуждается если не в переводе, то в разъяснении, так как слово «тише» уже не употребляется в значении «медленнее».
Но вспомните хотя бы Пушкина: «Я отпустил циновку и задремал, убаюканный пением бури и качкою тихой езды» («Капитанская дочка»). Так же и в русском музыкальном обиходе – нотах, фортепианных методиках и школах – вплоть до конца XIX века слово «тихо» широко применялось как указание на скорость движения. П. И. Чайковский в «Детском альбоме», давая темповые обозначения на русском языке, использует слово «тихо», помечая им три пьесы: «Утреннюю молитву», «Неаполитанскую песенку» и «Шарманщика». Эту связь динамического, темпового и аффективного значений нельзя найти в немецком и английском языках, но в итальянском (главном языке музыкальных терминов) она есть. Об этом подробно говорит Н. Корыхалова в книге «Музыкально-исполнительские термины» (СПб, Композитор, 2003):
Piano по-итальянски означает не только «тихо» (негромко), но и «медленно». Равным образом forte – не только «громко», но и «быстро». Эта связь ощущалась музыкантами вплоть до первой половины XIX века. В своей «Полной теоретической и практической фортепианной школе» Карл Черни раскрыл характер каждого из динамических оттенков:
• при исполнении pianissimo (pp) к клавишам прикасаются так слабо, как только возможно, чтобы игра не потеряла отчетливости: pp носит характер таинственный, мистический и может при совершенном исполнении произвести на слушателя чарующее впечатление звучащей издалека музыки или эха;
• piano (p) означает кротость, спокойное равнодушие или тихую грусть, сущность пиано передается мягким и нежным, но уже более определенным и выразительным прикосновением к клавишам;
• forte (f) передает мощь, самостоятельность и решительность, однако в рамках благоприятного, без преувеличения страсти;
• fortissimo (ff) выражает нарастание радости до ликования, горя до неистовства, блеска до бравуры.
Уловили мысль?
Она состоит в следующем: не играйте тихо, не играйте громко, а играйте артистично, поэтично, нежно, возвышенно, трепетно, завороженно, мирно, приветливо, созерцательно, сладостно, пугливо, покорно, надломленно, исповедально!
Или: энергично, торжественно, радостно, страстно, экзальтированно, мятежно, яростно, безудержно, дерзко, кичливо, чопорно, с бравадой, с достоинством, жизнерадостно и т.д.
Около 370 оттенков эмоциональных состояний, переживаемых человеком, стоят за скромными динамическими обозначениями «тихо» и «громко», именно о них композиторы и рассказывают нам на языке музыки (см. также об этом в книге В. Ражникова «Резервы музыкальной педагогики», М., 1980).

Нельзя!!!

Евгения Васильевна Лозовская – педагог с большим стажем. Она постаралась точно и без экивоков ответить на поставленный редакцией вопрос – чего нельзя делать за фортепиано?
• Нельзя играть на расстроенном инструменте. Это будет мешать внутреннему интонированию, без которого осознанного исполнения достичь невозможно.Нельзя играть скованно!
• Необходимо сочетать активность пальцев с гибкостью кисти и плавными движениями всей руки от плеча. Следует также развивать независимость движений пальцев друг от друга.
• Нельзя играть механически-остраненно, думая о посторонних вещах. Пальцы – мост между клавиатурой и душой!
• Не считайте рояль неодушевленным предметом! Не расставайтесь с ним больше, чем на 8 часов. Чем больше вы будете уделять ему внимания, тем скорее приобретете в его лице друга, который вас никогда не предаст.Нельзя играть грубым, стучащим звуком, прикасаться к клавишам нужно осмысленно.
• Нельзя, чтобы пальцы по время исполнения опережали мысли.
• Нельзя сидеть за инструментом, поджав ноги. Отсутствие опоры лишает вас доверительного контакта с инструментом.Не жуйте жвачку во время игры!
• Не забывайте ваш прежний репертуар – в этом случае ваше представление об инструменте будет постепенно становиться всё более объемным.Не старайтесь обогнать здравый смысл!
• Не играйте произведения в завышенных темпах – беглостью сейчас никого не удивишь, а вот замыслу композитора можно нанести урон. Чем внимательнее вы к деталям (не упуская из поля зрения целостность музыкальной формы) – тем больше оттенков смысла вы обнаружите.

Нежные советы

Даниил Львович Дворцов сосредоточился, вопреки нашему заказу, все-таки на полезных рекомендациях. Он считает, что:
• По приходе домой после урока нужно непременно закрепить пройденное в классе, пока впечатления от занятия с педагогом еще свежи в памяти.
• Ученикам школ заниматься на фортепиано нужно не более трёх часов в день, с обязательным перерывом (у студентов консерваторий психика крепче: они три часа только разыгрываются, и лишь потом приступают к занятиям, забросив на несколько лет все остальные дела)
• Нельзя играть на рояле, одновременно занимаясь еще чем-либо – даже, если ваши руки умело справляются со своей задачей. Неосмысленная игра приносит непоправимый вред вашему профессиональному здоровью!
• Лучше всего заниматься не сразу после приема пищи – состояние блаженного удовлетворения не позволит достичь полной сосредоточенности. Не следует играть и на пустой желудок, так и это состояние мало способствует концентрации мысли.
• Играть на рояле полезно в разное время суток, так как восприятие меняется в зависимости от состояния человека. Но и тут непременно условие – осмысленность занятий.
• Очень полезно заниматься в темноте или при слабом освещении (если, конечно, вы играете наизусть). Это обостряет тактильную функцию исполнительского аппарата.
• Категорически противопоказано заниматься при температуре организма выше 37 градусов! В случае такого недомогания могут заболеть руки от перенапряжения, так как силы организма направлены не на поддержку мышечного и умственного тонуса, а на борьбу с болезнью.

Не бойтесь трудностей!

И, наконец, краткое, но полезное резюме от заведующего фортепианным отделом школы Ирины Артемьевны Касабовой.
• Всем, кто собирается учиться игре на фортепиано (равно как и на любом другом инструменте) нужно иметь в виду, что занятия потребуют настойчивости, преодоления множества трудностей и внимания.
• Одно из важнейших пожеланий ученикам, уже начавшим учебу: научиться контролировать полную свободу рук и плечевого корпуса (от самых лопаток). Такая мышечная свобода должна стать одной из главных привычек, поскольку в процессе игры в руках возникает напряжение, моменты зажатости – нужно уметь «сбрасывать», преодолевать их, чтобы в процессе игры не накапливалась усталость.
• Параллельно обучению в фортепианном классе нельзя забывать о нотной грамоте, сольфеджио, чтении книг, посещении концертов и театров, то есть о комплексном творческом, интеллектуальном и профессиональном развитии. Без личности не бывает настоящей музыки!

Добавить комментарий