Предпрофессиональное обучение

В 2013 году школа начала постепенный переход к реализации дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области музыкального искусства в соответствии с Федеральными государственными требованиями

Уважаемые родители!

Как известно, в течение многих лет,   детские музыкальные школы, работали в системе дополнительного образования детей и юридически были приравнены к домам творчества, кружкам и станциям юных техников.

Фактически же музыкальные школы являлись первой ступенью профессионального образования, были фундаментом уникальной системы взращивания музыкантов-исполнителей, композиторов, музыковедов, которая сложилась в России почти сто лет назад и  получила широкое мировое признание.

С принятием в июне 2011 Федерального закона № 145-ФЗ «О внесении изменений в закон Российской Федерации «Об образовании» школы искусств получили новый статус – учреждений дополнительного предпрофессионального образования.  Вслед за Законом об образовании, изменения были внесены и в “Типовое положение об учреждении дополнительного образования детей”.  Таким образом,  Детские школы искусств официально признаны начальной ступенью профессионального образования в сфере культуры и искусства.

К минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств и срокам обучения по этим программам устанавливаются Федеральные государственные требования (ФГТ).

Учащиеся, успешно окончившие обучение по предпрофессиональной программе, получат свидетельство об окончании школы установленного государственного образца.

Что означают все эти нововведения для всех нас – для администрации и педагогического коллектива школы, учащихся, родителей?

Главное: с введением новых программ само содержание деятельности школы кардинальным образом не изменится, ведь принципы, заложенные в ФГТ, возвращают нас к  историческим истокам, к традициям, к тем изначальным целям и задачам, которые успешно решались на протяжении десятилетий и которые всецело соответствуют сегодняшнему понятию «предпрофессиональное образование».

В то же время, “предпрофессиональная” направленность вовсе не означает, что отныне все (или почти все) выпускники будут ориентированы на поступление в музыкальные училища и ВУЗы. Однако, качество образования должно быть таким, чтобы, при желании, каждый выпускник мог бы пойти в профессию. А для этого необходимо, чтобы каждый из нас – преподаватель, ученик, родитель – осознал новый уровень ответственности за результат своей работы:

Преподаватель – отныне обязан не просто добросовестно вести свои уроки. Он обязан организовать творческую и культурно-просветительскую работу с каждым учеником своего класса. Концертная практика, конкурсно-фестивальная деятельность, воспитание заинтересованного, образованного зрителя-слушателя – отныне это не “внеклассная работа”, а обязательная составляющая образовательного процесса.

Ученик – обязан упорно, “по-настоящему” трудиться не только в классе, но и дома. В федеральных государственных требованиях прописаны минимальные часы самостоятельной работы по каждому учебному предмету (давайте прочитаем внимательно этот раздел в ФГТ). И это требование является обязательным для всех учеников музыкальных школ на территории России.

Родитель – обязан обеспечить регулярность и эффективность домашней работы своего ребенка, организовать режим дня, обеспечить контроль и поддержку домашних занятий юного музыканта. Заинтересованность родителей, их глубокая вовлеченность в процесс, их постоянное присутствие на концертах и фестивалях, участие в проектах школы – обязательно условие успешности обучения наших детей!

 Какие конкретные изменения в образовательном процессе нас ожидают?

  1. Поправки коснулись  сроков обучения в школе: вводятся восьмилетний срок обучения для детей, поступающих в школу искусств в возрасте 7-9 лет (по всем программам), и пятилетний – для детей 10-12 лет (только по программам “Народные инструменты”, “Духовые и ударные инструменты”, “Инструменты эстрадного оркестра”).
  2. Школы также имеют право на реализацию образовательных программ в сокращенные сроки и по индивидуальным учебным планам, для чего в учреждении должны быть разработаны соответствующие локальные акты.
  3. Школа получила право конкурсного отбора детей. На обучение принимаются дети с соответствующими критериям отбора  музыкальными данными, памятью, вниманием, трудоспособностью, имеющие мотивацию к обучению.
  4. Новые программы четко ориентированы на результат обучения. На каждом этапе прописаны конкретные требования к знаниям, умениям и навыкам, которые должен иметь ученик. Другими словами, в пятом классе нужно исполнять программу за пятый класс, а не за четвертый, или, скажем, за второй. Скажем честно, до недавнего времени, это допускалось: не тянешь программу – дадим полегче. Не выучил три произведения – играем два. Не занимаешься дома – будем учить в классе. С введением предпрофессиональных программ – подход другой: взялся за дело – делай! Учись, добивайся, играй, выступай, работай, вдохновляйся и  зажигай!

На сегодняшний день школа проходит процесс лицензирования на право ведения образовательной деятельности по предпрофессиональным образовательным программам. Создается необходимая нормативно-правовая база и учебно-методическое обеспечение.

С 1 сентября 2013 года началось внедрение новых программ в образовательный процесс. Говорят, что все новое – это хорошо забытое старое. Мы возвращаемся к исконной системе российского музыкального образования. Но поднимаем ее на новый уровень – уровень современного качества, современного материально-технического оснащения, современного видения перспектив.

Пожелаем себе и друг другу удачи и новых творческих открытий на этом пути!

 

Добавить комментарий